Метафизика

Ленин отмечает историч. неизбежность метафизич. подхода к предмету, если ученые пытаются дать целостное теоретич. осмысление предмета, когда еще отсутствуют для этого соответств. условия: "...пока не умели приняться за изучение фактов, всегда сочиняли a priori общие теории, всегда остававшиеся бесплодными" (там же). М. выражает поиски, запросы, стремление к синтезу в человеческом знании, но выражает их в неадекватной форме. Лишь диалектика способна научно решить трудности естествознания, дать целостное методологич. и мировоззренческое осмысление научных достижений. Противопоставляя "неразвитому, мертвому, грубому, неподвижному" (см. тамже, т. 38, с. 271) метафизич. материализму диалектико-материалистич. миропонимание, Ленин подчеркнул, что диалектика усматривает в предметном мире живую, находящуюся в постоянном движении целостную систему. Противоположность М. диалектике особенно четко обнаруживается в противоположности метафизич. и диалектич. концепций развития.

Если первая рассматривает "развитие как уменьшение и увеличение, как повторение", то вторая "как единство противоположностей". "При первой концепции движения остаются в тени с а м о движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится в о в н е – бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника "само"-движения" (там же, с. 358).

Метафизикам, по словам Ленина, характеризует "закостенелость понятий" (см. Соч., т. 14, с. 35), "...неумение применить диалектики к Bildertheorie (теория отражения. – Ред.), к процессу и развитию познания" (там же, т. 38, с. 360). Непонимание диалектики абсолютной и относит. истины выявляется в том, что метафизик "...направо, налево, по сложнейшим вопросам науки вообще... бросал словами: последняя, окончательная, вечная истина" (там же, т. 14, с. 120). Диалектика противополагает "...метафизическому решению раз навсегда ("объяснили"!!) вечный процесс познания глубже и глубже" (там же, т. 38, с. 117, прим.), противопоставляет метафизическому пониманию общества как механически сцепленного образования научное понимание его как развивающегося организма. Марксистское объяснение сущности М. сыграло большую роль в осмыслении Лениным причин кризиса естествознания нач. 20 в. и путей выхода из него.

В своей классич. критике махизма Ленин показал, что М. как метод явилась чертой историч. ограниченности старого материализма и что методологией совр. естествознания может быть только диалектич. материализм. Это тем более так, что диалектика как метод рождается и логикой объективного развития естествознания. Однако диалектич. материализм выступил как отрицание М. не просто в плане противопоставления методов, как это имело место в отношении гегелевской диалектики к М. Он явился диалектич. отрицанием всей предшеств. философии как по типу построения филос. систем, по предмету философии как науки, так и по методологии. Только диалектич. материализм покончил с пониманием философии как законченной умозрит. системы мира, противопоставлявшейся его естественнонауч. картине. Тем самым впервые в истории философии было разрушено основание для М. как "первой философии", как "науки наук". Но тем самым мир в качестве предмета философии предстал как развивающаяся действительность, а единств. адекватным методом изучения развития оказалась диалектика как наука "...об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302). Совр. движение истории и развитие науки обнаруживают диалектич. характер этих законов со все большей всеобъемлемостью, и все более очевидным становится, что диалектика, все более вытесняющая М. как метод мышления из голов естествоиспытателей, и есть та самая диалектич. логика (см. Логика диалектическая), к-рая утверждается философией диалектич. материализма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Маркс К., Капитал, т. 1, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейербах..., в кн.: Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Карл Маркс, Соч., 4 изд., т. 21, с. 34–43; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33: Лейбниц Г. В., Рассуждение о М., Избр. филос. соч., М., 1890; его же, Монадология, там же; Философия в систематич. изложении В. Дильтея [и др. ], пер. с нем., СПБ, 1909; Гессен С. И., Мистика и М., "Логос", 1910, кн. 1; Гуссерль Э., Философия как строгая наука, "Логос", 1911, кн. 1; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5–6, М., 1937–39; его же, Лекции по истории философии, т. 9–10, М.–Л., 1932–39; Бэкон Ф., Новый Органон, Л.–М., 1938; Декарт Р., Избр. произв., М., [1950 ]; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Спиноза Б., Этика, Избр. произв., М., 1957; Herbart J. F., Hauptpunkte der Metaphysik, Gött., 1808; его же, Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosophischen Naturlehre, Tl 1–2, Königsberg, 1828–29; Beneke F. E., System der Metaphysik und Religionsphilosophie, В., 1840; Lotze R. H., Methaphysik, Lpz., 1841; его же, Mikrokosmus, Bd 1–3, [4 Aufl. ], Lpz., 1888–1905; Hartmann E. von, Geschichte der Metaphysik, Bd 1–2, Lpz., 1899–1900; Heymans G., Einführung in die Metaphysik, Lpz., 1911, Heimsоeth H., Metaphysik der Neuzeit, Münch.–В., 1929; Dempf Α., Metaphysik des Mittelalters, Münch.–В., 1930; Heidegger M., Was ist Metaphysik?, Bonn, 1930; Whittaker T., Prolegomena to a new metaphysics in modern times, Camb., 1931; Stenzel J., Metaphysik des Altertums, Münch.–В., 1931; Wundt M., Geschichte der Metaphysik, В., 1931; Sоrel G., D., Aristote à Marx (L ' ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Maritain J., Sept leçons sur 1 ' être et les premières principes de la raison spéculative, P., 1936; Sartre J. P., L ' être et la néant, P., 1943; Balthasar Ν., La méthode en métaphysique, Louvain, 1943; Landgrebe L., Phänomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Régis L.–M., L ' odyssée de la métaphysique, Montréal, 1949; Bayer R., Histoire de la philosophie métaphysique, P., [1950 ]; Bontadini G., Dal problematicismo alla metafisica, Mil., 1952; Hommes J., Zwiespältiges Dasein. Die existenziale Ontologie von Hegel bis Heidegger, Freiburg, 1953; Heidegger M., Einführung in die Metaphysik, Tübingen, 1953; De George R. T., Classical and contemporary metaphysics, Ν. Υ., 1962; Möller J., Von Bewußtsein zu Sein. Grundlegung einer Metaphysik, Mainz, 1962. Н. Мотрошилова, А. Огурцов, М. Туровский. Москва. А. Потемкин. Ростов н/Д.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Страница 14 из 14«««1011121314
Опубликовано: 24 Сентября, 2015  19:21 | Просмотров: 3659 | Печать
Каталог сайтов, статей и информации, реклама в интернете. Каталог Рунета BOXru.net - интересные игры, статьи, ссылки интернета.
Сайты

Provisov.net - один из старейших и лучших хостинг-провайдеров в ру-сегменте. Отличная ценовая политика, постоянная и грамотная онлайн-поддержка, выбор страны размещения сервера - Россия, Украина, США, Германия... Удобная панель управления. Самый удачный вариант для начинающих сайтостроителей. Крупные проекты также смогут найти подходящий план для себя как по цене, так и по мощности - широкий выбор выделенных серверов и VPS, свой форум, продажа доменов во всех зонах. Выбрать Provisov.net

Перейти Просмотров: 495 Переходов: 207